сириус

Астрологический
сайт
Главная Гороскопы Статьи Библиотека Гостевая Астро-услуги

Психологические корни пьянства

Жалобы на алкоголизм?
А разве гражданам дали познать вкус нектара?
Станислав Ежи Лец

Про пьянство написано масса обличительных статей и литературы, указывающей на разрушительное влияние патологического пристрастия к алкоголю, на семейную и социальную жизнь индивидуума страдающего пьянством. Нет необходимости повторять эти темы, тем более, учитывая начинающуюся тенденцию борьбы с пьянством, это будет не раз повторено в различных формах. Вся критика пьянства и попытки пробудить у сильно пьющих людей сознательность и ответственность в основном обращены к его рациональному началу. Цель статьи состоит в том, чтобы пролить свет на скрытые причины повышенной тяги к алкоголю. Эти причины часто не имеют ничего общего с житейской логикой и являются частью проблем коллективной психики общества и человечества в целом. Поскольку эти причины не объективны и их можно считать как бы не существующими, но без соответствующей профилактики этих причин вряд ли удастся в будущем справиться с данной проблемой. В рамках данной статьи под пьянством мы будем понимать навязчивую потребность в употреблении алкоголя неподвластную сознательно-волевому контролю и представляющую собой компенсацию недостатка жизненных смыслов и положительных эмоций.

Сразу нужно заметить, что нижеизложенные принципы носят просветительный характер и не должны употребляться в качестве оправдания порока пьянства. Даже если они будут употреблены в качестве кем-то в качестве самооправдания, обсуждение их не является вредным, учитывая то, что пьющий человек всегда находит себе оправдание.

Приведённые здесь причины очень взаимосвязаны, тесно переплетаются и дополняют друг друга, вызывая порой ощущение, будто говорится об одном и том же. На самом деле каждая причина несёт свою смысловую нагрузку, представляя собой обратную сторону необходимого набора качеств для психологически здоровой личности.

1. Внутренняя пустота.

Ключевой вопрос: какой смысл в этой жизни? зачем я живу? Куда я иду?

Принцип внутренней пустоты говорит нам о том, что у человека в жизни должен быть смысл и цель, делающие его жизнь осмысленной и приносящей радость. Осмысленность жизни даёт человеку энергию и силы в преодолении трудностей и проблем возникающих на жизненном пути. Внутренняя пустота является, по сути, духовным и психологическим понятием. Психологи называют внутреннюю пустоту экзистенциальным вакуумом. Существует даже так называемая логотерапия, описанная Виктором Франклом, призванная работать с этим проблемами. Поскольку религия говорит о богоподобии человека, а эзотеризм о подобии Макрокосма и микрокосма, то о человеке можно говорить не просто как о биомашине, а как о весьма сложном психодуховном существе, в котором материальные потребности должны быть сбалансированы с духовными. Было бы весьма ограниченным связывать духовные потребности лишь только с посещением церкви и выполнением определённых заповедей. К ним также относится культурное просвещение, различные формы творчества, всевозможные виды психологического самосовершенствования, изучение мудрости альтернативных форм религий и т.д. О духовных потребностях писал гуманитарный психолог Абрахам Маслоу, говоря о таких бытийных ценностях как: истина, красота, совершенство, справедливость и т.д. К духовным потребностям можно отнести всё то, что приносит человеку вдохновение и радость, развивает его культуру и самосознание, питает его красотой и делает его жизнь осмысленной и эмоционально насыщенной.

Каждый может наблюдать принцип внутренней пустоты на примере закодированных алкоголиков. Очень часто после кодирования от алкоголизма из одной крайности пьянства человек бросается в другую. Он становится крайне жадным и стяжательным или занимается откровенным энергетическим вампиризмом окружающих его людей. Всю бесцельность и пустоту своего существования, которую он раньше заполнял алкоголем, теперь начинает заполнять другими формами навязчивого поведения. По сути, внутренняя проблема не меняется, хотя внешне может выглядеть как достижение. Внутренняя пустота создаёт психологический и эмоциональный голод, который на уровне организма проявляется в недостатке гормонов радости в крови. Подобный эмоциональный голод создаёт психологическую почву для поиска средств его устранения.

Здесь нужно сказать несколько слов о кодировки от пьянства, которую в рамках приводимых в статье принципов, несомненно, можно считать лишь полумерой. В то же время, в ряде случаев, когда человек доводит себя через алкоголь до откровенно животного состояния, кодировка является лучшим выбором из двух зол. А на вопрос о том, почему часто кодировка не даёт желаемого эффекта мы попробуем ответить ниже.

Существует и другая, одновременно странная и позитивная форма компенсации употребления алкоголя. Имеются примеры, когда заядлые пьяницы завязывают со своим пьянством и идут в священники. Порой люди могут недоумевать по факту подобной трансформации личности, где-то в душе полагая, что пьяница себя навсегда замарал и не достоин быть священником. Но, несмотря на человеческие кривотолки, подобные метаморфозы напрямую объясняют принцип внутренней пусты, поскольку человек обретая глобальный смысл, находит в себе силы отказаться от того, что когда то было компенсацией отсутствия смысла в его собственной душе.

2. Незнание себя и своего предназначения. Отсутствие подлинной самоидентичности.

Ключевой вопрос: кто я такой?

Этот принцип напрямую связан с первым, но может нести и самостоятельную нагрузку, поскольку даже человек знающий себя достаточно хорошо, но порицаемый за свои ценности окружающими, может периодически начинать сомневаться в себе. К тому же, когда человек не знает самого себя, он не пониманием к чему ему следует стремиться или как осмысливать окружающую его реальность.

Что же происходит, когда в человеке отсутствует собственная идентичность? В подобном случае человек незнающий себя не имеет представления о своей индивидуальности, своих потребностях, ценностях, возможностях и талантах, он в силу каких-либо обстоятельств не умеет прислушиваться к самому себе и определять те направления жизни, к которым лежит его душа.

Очень часто человек, не осознающий себя в качестве индивидуальности, пытается отождествляться с определённым коллективом или группой, чтобы получить желанное и успокоительное чувство тождественности с определёнными идеями, целями и идеалами. Это спасает человека от гнетущего чувства беспокойства и тревожности, помогает лучше ориентироваться в реальности.

Идентичность бывает профессиональная, национальная, религиозная, этническая, семейная (фамильная), партийная, половая и т.д. Идентичность формируется от чувства принадлежности определённой идеи и помогает нередко ответить на вопрос: кто же я такой? Одной и самых устойчивых и надёжных идентичностей является целенаправленное духовное самосовершенствование. Но в подобном случае, живя в социуме, человек вероятнее всего столкнётся с недопониманием окружающих. Тем не менее, опираясь на возвышенные идеалы, человек может не только не ждать понимания от окружающих, но и сам дарить душевное тепло людям. Вот почему так вредны деструктивные секты. Они обращаются к фундаментальным потребностям человека, давая ему высокое чувство самоидентичности, но нарушают его связь с обществом и приводят к экзистенциальным тупикам и конфликтам. Сама по себе религия даёт универсальное представление о самоидичности, в силу того, что человек отождествляется с Божественным началом.

Не найдя близкие душевному складу идеи для самоотождествления, люди отождествляются с определёнными коллективными идеалами. Потребность в тождественности с какими-либо доступными идеалами заставляет молодёжь собираться в деструктивные или социальноодобряемые группы, чтобы обрести заветное чувство принадлежности к какому-либо смыслу и обрести чувство собственной значимости.

Бесспорным также является тот факт, что человек, не имеющий потребности в повышенном принятии алкоголя, в группе своих единомышленников и коллег может выпить значительно больше, чем в ситуации одиночного принятия. К тому же, в группе отказаться от принятия алкоголя гораздо труднее. Чувство стадности и боязнь быть отверженным часто являются решающими факторами в пользу чрезмерного принятия алкоголя.

Иногда к алкоголю молодые люди пристращаются в группе сверстников, в которой молодой человек находит эмоциональную поддержку. Единоличный отказ от алкоголя, в случае групповых употреблений алкоголя может восприниматься как отчуждение и презрение членов группы, с последующим риском быть выдворенным за пределы группы. Для психологически ранимых и зависимых людей, с различными социальными комплексами единственным способом поддержания статус-кво в группе и, по большей части ощущения психологической безопасности пребывания в группе, принятие алкоголя будет единственным и неизбежным решением. Естественно, в подобных случаях спиваются в основном те, кто имеют другие причины и факторы, способствующие пьянству.

Далеко неблагожелательным фактором является последствия социального отчуждения формирующие у человека подобные формы собственной идентичности: я ни к чему не пригодный человек, я пьяница, я изгой, я никому не нужен. Основная проблема неуспеха наркологических лечебниц в том, что они пытаются лечить привычку, забывая про главное - про душу.

3. Негативный образ собственного Я.

Ключевой вопрос: являюсь ли я хорошим человеком?

В определённым человековедческих концепциях идентичность и образ собственного я (Я-концепция) представляют собой одно и тоже. В рамках данной статьи разделение произведено с целью более детального рассмотрения проблемы пьянства.

Я-концепция представляет собой подсознательный набор собственных качеств и убеждений относительно самого себя. Я-концепция - это образ самого себя, который может приносить человеку удовлетворённость самим собой и чувство самодостаточности, а может находиться в конфликте с социальными требованиями или завышенными идеализированными представлениями о должном.

Поскольку Я-концепция напрямую связана принципом самоидентичности, то нужно сказать здесь о том, чем они всё-таки отличаются. Разница между ними в том, что самоидентичность представляет собой профопределённость человека как гражданина космоса, временно обитающего на земле, а Я-концепция, это характеристика, которую он получает в дополнение к профессиональной специализации. Как первое, так и второе, записаны в душе человека, а потому чем больше в них неясности, путаницы и неопределённость, тем сложно человеке понимать самого себя, верно ориентироваться в жизни и продуктивно использовать заложенные в нём способности и ресурсы.

Можно с уверенность утверждать, что все закоренелые преступники, пьяницы, деструктивные личности и антисоциальные личности имеют негативные записи в собственных Я-концепциях, не позволяющие им естественную человеческую теплоту, доброту, сострадание и созидательно использовать собственные силы. Если у человека в Я-концепции записано что он плохой, беспомощный, беспутный, порочный, вредный и т.д., то для него естественным будет вести согласно указанным представлениям о самом себе.

4. Психологические травмы.

Ключевой вопрос: где ж она незаживающая рана?

Под психологическими травмами следует понимать незавершённые проблемы и неотреагированные эмоциональные аффекты эмбрионального состояния, младенчества и раннего детства. Если, в период вынашивания мать получает сильный стресс, который не находит позитивного завершения, то с большой вероятностью это проявится у её ребёнка. Если бы общество действительно бережно относилось к нравственному здоровью нации, то в нём должны быть социальные службы, занимающиеся просвещением матерей на ранней и поздней стадии беременности. В этих небольших лекциях матери должны получать знания и навыки по генерации положительных эмоций, преодолению стресса и тонкостях дородового воспитания ребёнка.

В психологии хорошо известен факт, как психологические травмы детства оказывают судьбоносное влияние на всю жизнь человека. Вследствие того, что душевные раны делают человека глубоко чувствительным и ранимым, очень часто пьянство является удобной нишей, в которую человек может скрыться от житейских бурь и невзгод. С точки зрения глубинной символики поведения человека, тяга к выпивке как способу устранения внутреннего дискомфорта подобно сосательным функциям ребёнка. Ещё Фрейд говорил об оральной стадии развития человека. Следовательно, поведение пристрастившегося к алкоголю человека является глубоко рефлекторным действием, корни которого лежат в незавершённых проблемах младенчества, раннего детства, а порой даже и периода вынашивания ребёнка.

Поскольку психологические травмы бывают очень глубоки и недоступны простому осознанию, человек может испытывать психологический дискомфорт, наплыв негативных эмоций и чувство собственной неадекватности сам не подозревая о причинах подобных состояний.

К сожалению, насколько этот фактор распространён в обществе, настолько он недопонимается самим обществом как один из главных источников в формировании множества социальных проблем. В любом обществе катастрофически нахватает специалистов психологов, способных работать на подобном уровне психологической коррекции. Также на крайне низком уровне находится социальная реклама психологического здоровья и практик психологического совершенствования и необходимости регулярного обращения к психологу. Мы здесь не будем говорить о профилактике зависимости от самого психолога, поскольку истинное психологическое взросление подразумевание способность самому себе становиться психологом и успешно решать большую часть возникающих психологических проблем.

5. Недостижимые социальные идеалы.

Ключевой вопрос: чего от меня хотят другие?

Под социальными идеалам понимаются распространённые представления об обладании определёнными атрибутами преуспевания, значимыми для определённого социального круга.

Жизнь без идеала - это вся разно, что жизнь без цели, но порой навязанные и растиражированные массовой поп-культурой идеалы, оказывают дезориентирующее воздействие на людей, не осознавших до конца ценности и идеалы, лежащие глубинах их собственной души. Взять, например, современный идеал мужественности, когда общество, и в целом, социальное внушение, обязывают мужчину иметь хороший доход, богатый дом, дорогую машину и прочие атрибуты преуспевания, не создав одинаково доступной возможности для всех. В общем-то, это прописано ещё в архаичных пластах человеческой души, то, что мужчина должен принести домой добычу, а женщина хранит домашний очаг. И в самом деле: в обществе, с не достаточно развитой (в нашем случае - славянской) экономикой, не могут все люди иметь высокий заработок. Кто-то же должен печь хлеб, убирать на улицах, учить детей и выполнять множество необходимых для общества работ, получая при этом низкую зарплату. Не могут все быть предпринимателями или просто торговцами-лавочниками. Вследствие этого, многие люди становятся заложниками постоянно рекламируемого идеала сладкой и богатой жизни.

Другой момент этой же темы. Допустим, в обществе изменились фундаментальные понятия, и женщина не хочет или не может быть просто хранительницей домашнего очага. Поскольку, развитие обществ и феминистический рост изменили эту "прописную истину", мужская самооценка вновь подвергается удару, поскольку женщина уже может не только получать зарплату больше чем мужчина, но и занимать высокую должность. И это неизменный факт, который будет только прогрессировать. Если подобный факт задевает за живое большой процент мужского населения, то мы имеем с существенным изъяном в воспитании новых поколений и формировании социальных идеалов. Но, это скорее пример, чем серьёзное условие для возникновения пьянства.

В целом негативное влияние социальных идеалов характерно и для стран с развитой экономикой. Взять хотя бы экономику США, а также их идеал "американской мечты", который может быть достигнут далеко не всеми американцами. Отсюда и формирование комплекса неудачника, со всеми вытекающими из этого психо-эмоциональными состояниями и мироощущением.

Само программирование подобными идеалами может происходить посредством массовой информации, телевидения и рекламы.

Чем же вредно влияние подобных идеалов? Вред состоит в том, что человек принимая их за истинные ценности жизни становится заложником чувства личной неадекватности и нереализованности. У него регулярно могут присутствовать чувства неудовлетворённости жизнью, бесперспективности и безрадостности собственного существования.

6. Кайф - подмена главной цели жизни.

Ключевой вопрос: стоит ли жить без удовольствия?

Одной из распространенных замен смысла жизни и самосознания является всем известная концепция о том, что цель человеческой жизни в получении удовольствия. Следовательно, можно сказать, что на формирование алкогольной зависимости влияет широкое распространение концепции гедонистического мировосприятия. В двух словах о гедонизме. Согласно толкового словаря гедонизм - это этическое учение, первоначально развитое древнегреческой киренской философской школой (4 век до н.э.). Из философских постулатов этого учения известно, что целью жизни и высшим благом признаётся наслаждение; добро определяется как то, что приносит наслаждение, а зло - как то, что влечёт за собой страдание.

С позиции самого гедонизма есть два основных источника пьянства. Первое, это погоня за кайфом, второе - бегство от страданий. Кайф - как современный идол получения удовольствия от жизни, который почему-то выдаётся за абсолютную истину. Серьёзная проблема состоит в том, что его сводят к приоритетным ценностям человеческой жизни.

Неверно было бы понимать философию гедонизма в качестве интеллектуального порождения дьявола и его высокоорганизованной команды, поскольку стремление к удовольствию и избегание страданий являются частью психофизиологии человека. Взять хотя бы стремление попасть в рай и избежать ада. Подобное желание можно считать глубоко гедонистическим. Значит дело не в самом гедонизме, а в его узкоматериальном толковании, в качестве идеологии получения доступного сиюминутного удовольствия и избегания наказания за него.

И в самом деле, материалистическая логика проста. Если мы живём один раз, то зачем к чему-то стремиться, чем-то жертвовать, над чем-то в себе работать, если можно кутить на полную катушку, не думая о завтрашнем дне. Потому, по-видимому, одного понятия о гедонизме мало. К нему нужно добавить причины, вытекающие из отсутствия подлинной человеческой культуры и духовности.

7. Невнимание к экологии душевной жизни.

Ключевой вопрос: действительно ли внешний хаос лишь отражение внутреннего мира?

Эта причина напрямую связана с отсутствием уже упомянутой психологической культуры и ответственности за своё психологическое и душевное состояние, неумение работать со стрессом и культивировать положительные эмоции. Очень часто на глубоких психологических травмах строится банальная неспособность справляться со стрессовыми ситуациями. Это дополняет отсутствие социально-рекламируемых знаний из области прикладной психологии.

Как часто в кино показывают, что люди получившие стресс выпивают пятьдесят или сто грамм, для того чтобы успокоится. Никому не придёт в голову показывать: получив стресс, человек выполняет релаксацию или несколько глубоких вдохов. И в самом деле, глупо дышать, если можно просто выпить. Нелепо и отдалённо от жизни выглядит фильм, где снимают стресс без помощи алкоголя.

Ещё одной распространённой антирекламой является то, что при возникновении внешней проблемной или кризисной ситуации, обязательной реакций должен быть стресс и выраженное переживание негативных эмоций. Допустим, утратил какую-либо дорогую вещь или разорвал важные для него отношения, что вызвало в нём сильное расстройство. Если ему предложить с помощью дыхательных и расслабляющих техник успокоится, то он скажет, что толку успокаиваться, от этого ничего не измениться. Спокойствие или положительный настрой, по его мнению, не вернут утраченного. Однако человек забывает то, что негативные эмоции точно не вернут потерянное.

Естественно, одного глубокого дыхания и техник релаксации мало для внутренней работы. Необходимы ещё знания и мотивация.

В целом, массовая культура, которую, по сути, содержит в себе психологическое бескультурье, предполагает беспомощность и халатное отношение к своим мыслям и эмоциям, сопровождающееся перекладыванием ответственности за свои эмоции и мысли на внешние обстоятельства и других людей. Банальный факт, но, к сожалению, имеет тотальное распространение. Что означает фраза: ты меня расстроил? Её можно понять следующим образом. Некто, с помощью доступных ему средств коммуникации и способности манипулировать обстоятельствами и предметами, предложил кому-то другому самостоятельно ухудшить химический состав крови, которые в эмоциональном плане выражается в виде негативных эмоций. И этот второй, не нашёл ничего лучшего как отреагировать негативными эмоциями на предложения первого. Но, ведь, тот первый не вводил химический состав соответствующий негативным эмоциям в вену второго. Принципиально, это сам сделал второй. То, чем он руководствовался поступая таким образом, может быть вызвано различными психологическими причинами. Допустим, низкой самооценкой или завышено нереалистичными ожиданиями по отношению к другим людям. Но подоплёка здесь не так важна. Суть в том, что на уровне автоматических навыков люди привыкли к беспомощности в отношении собственных эмоций. В любом случае, даже люди с низкой самооценкой могут принимать ответственность за свои эмоции, даже прежде чем, они будут готовы принять ответственность за свою самооценку

По большому счёту, культура любого человека должна включать в себя способность справляться со стрессом и негативными эмоциями. Этот навык у людей должен быть развит не хуже, чем чистка зубов или принятие душа. Если люди привыкли выбрасывать мусор на свалку, то почему они так бережно хранят психологический мусор в своей душе. Они бережно лелеют свои страхи, детские обиды, неприязнь к другим людям, разочарования и прочие, не просто бесполезные, но даже сильно зловредные, для психологического здоровья различные душевные накопления.

Что же можно сказать о культивировании положительных эмоций? Нередко люди, не имеющие глобальных целей и духовно важных ориентиров находить успокоение и источник положительных эмоций в любимой профессии. Одним из дарованных Богом и природой источников положительных эмоций является творчество во всевозможных формах его проявления. Другим важным атрибутом истинно человеческого состояния является радость познания и самосовершенствования. Может быть, эти вещи теряют свой смысл, когда человек думает что он живёт первый и последний раз. Он как бы обижается на мироздание за то, что его в чём-то несправедливо обделили в этой жизни и с этим он неизменно проживёт свою единственную жизнь. Теософские откровения и прозрения часто преломляют восприятие человеком самого себя, изменяя его отношение к пьянству и придавая ему силы в главном. А главное не в борьбе с пьянством, а в движении к чему-то светлому.

При всём негативном отношении общества к постоянной передозировке алкоголя отдельными лицами, никто не отрицает его положительный эффект, который можно свести к следующим пунктам.

1. Сжигание отрицательных эмоций. Снятие стресса.

2. Высвобождение заблокированной и подавленной внутренней энергии, а также освобождение от излишек этой энергии из организма, которую индивидууму не удалось направить в конструктивное руслу. Кто-то скажет, что если человек не выложил все свои силы на благо общества, то он беспутный и безответственный человек. Справедливости ради нужно сказать, что общество далеко не всегда благоприятствует раскрытию талантов и возможностей человека. Хорошо, если человек достаточно трудолюбив и упорен, что добиться своего, а если нет - он страдает от собственного потенциала и незаурядного мировосприятия.

3. Раскрепощение, снижение внутренней цензуры, запретов, табу. Смягчение страхов. Релаксация.

4. Приводит к нестандартным идеям и решениям. В умеренных дозах рекомендуется для генерации новых идей в тех областях, где это необходимо.


Это основные проблемы, в результате которых может возникать потребность и тенденция к поиску компенсаций. Обобщая все эти причины возникновения пьянства, нужно заметить, что для возникновения пьянства как устойчивой зависимости, необходимо совокупность нескольких причин.

Кто-то может возразить, что проблемы возникают у человека после того, как он пристрастился к алкоголю. Например, человек теряет работу, портить отношение с семьёй и окружающими. На самом деле это производные проблемы, а первичные лежать именно в нарушении баланса в душевной жизни человека. Кстати, алкоголь имеет целый ряд братьев и клонов, которые имеют схожую с ним функцию компенсации: наркомания, булимия (обжорство), различные формы компьютерной и телевизионной привязанности, навязчивые формы стяжательства, трудоголия и т.д.

И всё-таки, как же относиться к болезни пьянства? Зная длительную историю взаимоотношения Homo Sapiens и зелёного змия можно сказать, что для поддержания психологического равновесия в обществе к этой проблеме нужно относиться терпимо. Терпимо, это вовсе не значить с попустительство, но без бросания в крайности. История показывает, что циклы сжатия и разжатия, полной легализации и тотального запрета не к чему хорошему не приводят. Следствие очевидно - народ пил и пьёт.

Подводя итог этой теме всё-таки нужно ответить на вопрос: возможно ли освобождение людей от алкоголя? Возможно, когда раскрытие и развитие каждой индивидуальности станет главной задачей общества и человечества в целом. Когда не на словах, а на деле будет существовать принцип - общество и государство для человека, а не человек для государства. Недуг пьянства удастся исцелить в том случае, если забота о психологической культуре общества станет настолько же важной как медицина, а психодуховная самореализация людей и психологическое здоровье нации войдут в одну из главных программ государства.

Но, даже учитывая недостаточную материальную и социальную базу для преодоления проблемы пьянства, как социального явления, неправильно сбрасывать со счетов способности людей самих решать эту проблему. Перефразируя известную поговорку нужно сказать: "На общество надейся, а сам не плошай". Личную ответственность за решение собственным проблем ещё никто не отменял и не отменит в будущем.

Всеволод Урумийский
4 Августа 2006 г.

Главная Гороскопы Статьи Библиотека Гостевая Астро-услуги
Астропсихолог Всеволод Урумийский
e-mail: urumiyskiy@mail.ru
ISQ 456-360-355

Рейтинг@Mail.ru
Сайт создан в системе uCoz